Ирина Лукьянова о том, как помочь ребенку хорошо учиться
Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители
готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство
помочь ребенку стать умным и успешным — у них в руках. И оно не требует
ни знания методик, ни больших капиталовложений, ни дорогих гаджетов.
Только времени и желания.
Чтобы обеспечить здоровому ребенку хорошее развитие речи и
интеллекта,с ним надо много разговаривать, много ему читать и много с
ним играть. Причем главное, конечно, читать. Это ужасно правильные
слова, а правильные слова мы обычно что? — вот-вот, пропускаем мимо
ушей.
Но, может быть, имеет смысл подкрепить правильные слова данными научных исследований.
Мы привыкли считать, что образование — дело дорогое. Что у детей из
состоятельных семей и у детей высокообразованных родителей гораздо
больше фора на самом старте и куда больше образовательных возможностей.
Но оказывается, что для хорошей учебы в школе не так важно, из бедной
семьи ребенок или из богатой, высшее у его родителей образование или
всего несколько классов. Важно только одно: сколько с ним разговаривают в
раннем детстве и как. Этой теме, например, посвятили несколько научных работ американцы
Бетти Харт и Тодд Рисли; данные их исследований показывают, что
школьные успехи 9-10 летних детей прямо зависят от того, сколько с ними
говорили в возрасте до 3 лет, а не от того, сколько получает папа и есть
ли у мамы докторская степень. Родители самых успешных школьников могут
быть какими угодно по уровню образования и доходов, но их всех отличает
одно: они очень много и осмысленно разговаривают со своими детьми.
Чем ниже культурный уровень семьи — тем меньше с ребенком говорят,
тем бессмысленнее ответы на его вопросы («Почему вода мокрая?» - «по
кочану» или «отстань»), тем больше всяких «не лезь» и «нельзя»
приходится на одну положительную просьбу вроде «сходи туда-то» или
«сделай то-то». Барбара Тизард и Мартин Хьюз в 1984 году обратили внимание,
что более социально благополучные матери обсуждают со своими детьми
больше разных тем и реже игнорируют их вопросы. А Джери Брофи в 1970
году выяснил, что, напротив, менее социально благополучные матери,
помогая детям сортировать игрушки, дают меньше объяснений и больше указывают на ошибки.
А вот когда родители начинают читать детям — всякая социальная
разница между ними стирается. И богатые, и бедные, и образованные, и
необразованные в это время ведут себя одинаково: как хорошие родители.
Все они дружелюбно и конструктивно взаимодействуют с детьми, не
одергивают их, не ограничиваются запретами и приказами, а много
разговаривают, задают вопросы сами и адекватно отвечают на вопросы
детей. Эрика Хофф-Гинсберг пишет , что именно при чтении книг речь родителей становится богаче и
разнообразнее, а ответы, которые они дают детям, побуждают детей
развивать тему дальше. Именно такой (как ученые говорят, интерактивный)
стиль общения с ребенком и закладывает фундамент для развития речи и
хорошей учебы: дети учатся сложным мыслительным операциям.
Больше того: именно от этого зависит в дальнейшем, как и сколько дети
будут читать, как понимать прочитанное — и насколько легко им будет
учиться.
Но, может быть, когда они научатся читать — пусть читают сами?
Хватит, большие уже? «Пусть сам читает, он уже умеет», — услышала я
недавно от родителей первоклассника.
Американский журналист и неутомимый пропагандист чтения детям вслух
Джим Трелиз считает иначе: «Чтение вслух - это реклама чтения.
Макдональдс же не перестает себя рекламировать, хотя все знают, что он
есть».
Умение понимать на слух у детей формируется раньше, чем умение читать
(понимать услышанное дети учатся примерно с рождения до пяти с
половиной лет, а понимать прочитанное
— с пяти с половиной до тринадцати). Слушать им легче, чем читать, —
особенно пока чтение не стало для них легким, автоматическим процессом.
До этих пор они слишком много сил тратят на расшифровку и понимание
прочитанного — и слишком мало остается удовольствия, ради которого все и
затевалось. Однако дети вполне могут понять на слух книгу, которую еще
не смогут прочитать сами. Поэтому еще одна важная причина читать
подросшим детям — это «расширить меню», по выражению Трелиза. Если
хотите, чтобы ребенок узнал, о чем говорится в вашей любимой книге, —
читайте ему сами. «Девятилетка только что прожил два тяжелых года
обучения, тестирования, работы, — теперь он умеет читать, но думает о
чтении как о тяжком труде», — говорит Трелиз.
Все это становится особенно важно, если ребенку трудно читать — из-за
плохого зрения, например, или из-за дислексии. Тогда чтение вслух — это
и совместная работа, и общее удовольствие, и возможность осилить
школьную программу, и открытая дверь в мировую культуру. А главное — это
тихое, уютное, счастливое домашнее занятие, остров безопасности среди
бушующих школьных страстей, среди эмоциональных водоворотов
подросткового периода. Это и возможность поговорить со своим подросшим
ребенком, и обсудить трудные вопросы с безопасной дистанции, на примере
литературных героев.
Удивительно, насколько легко родители подрастающих детей сдают свои
крепкие родительские позиции, жертвуя самым счастливым, самым домашним,
самым теплым занятием, препоручая его учителям и нянькам, учебным
центрам и развивающим студиям. И оставляя себе все самое унылое, самое
невкусное, самое скучное: контроль за успеваемостью, уроки и бодания по
поводу уборки в детской.