Как на Масленой неделе…

Последняя неделя перед Великим постом. Ее выделяли даже в советское время, именуя «проводами зимы». Несмотря ни на какую атеистическую пропаганду, Масленая неделя гуляла во всю Ивановскую, вываливая на столы пышущие жаром блины, наливаясь «под завязку» горячим чаем, с гиком и визгом катаясь с гор. 

Как только не именовали ее в народе: Маслена, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Коровьи святки, Кривая неделя и даже Кривошейка. Обычай праздновать Масленицу по сути – пережиток языческого прошлого, который так и не удалось изжить после принятия христианства. В те далекие времена в марте в дни весеннего равноденствия, когда «солнышко поворачивало на весну, а зима – на мороз», люди приветствовали весеннее начинавшее припекать солнце и, чтобы угодить ему, сжигали в своих селениях соломенное чучело, символизировавшее зиму.

Б. Кустодиев "Масленица", 1920 г.

Б. Кустодиев — «Масленица», 1920 г.

На этот период времени приходился пик отела у скота, и коровы давали максимальное количество очень жирного молока, что тоже было поводом погулять-порадоваться щедрости матушки-природы. Что касается главного атрибута Масленицы – блинов, то вопреки распространенному мифу, они никогда не символизировали солнце. Блины наряду с кутьей – традиционное главное поминальное кушанье у славян, а именно на Масленой усопших предков поминали с особым усердием, и как раз этой традиции мы обязаны обилием родительских суббот в масленично-великопостный период.

После того, как славянские народы приняли христианство, они так и не смогли отказаться от Масленой – видимо, слишком много дорогих сердцу традиций с ней было связано. Поначалу Церковь боролась с «бесовским обычаем», но потом решила пойти навстречу народным чаяниям и попросту приспособила Устав под языческую память новоявленных христиан.

Масленая – неделя, необычная во всех отношениях; начать хотя бы с того, что дней в ней не семь, а восемь. Это все, что осталось от той, древней Масленицы, которую праздновали едва ли не весь март. И начинается праздничная неделя с субботы, завершающей предыдущую неделю – с малой Масленицы. Считалось, что в этот день предки навещают своих живых родственников, ходят по домам, поэтому существовало множество обычаев, связанных с этими представлениями. Например, первый блин клали на подоконник или на порог, иногда на чердачное окно, чтобы души покойников могли угоститься. В некоторых областях самый хороший блин подкидывали к потолку, причем желательно так, чтобы он к нему прилип. Поужинав, со стола не собирали: всю пищу оставляли на столе «родителям», только прикрывали с углов скатертью.

599747798f85

Если на Рождество и Крещение на стол ставили блюда из свинины, то традиционным масленичным мясом была баранина. В наступавшее после малой Масленицы воскресенье, когда последний раз дозволялось кушать мясное, тесть приглашал к себе зятьев «барана доедать». Отказываться от приглашения было непозволительно, и мужчины предавались чревоугодию в гостях у своих тестей. Покончив со всеми мясными остатками, люди расходились по домам, чтобы на следующий день продолжить гуляние.

Масленица – это праздник рода, семьи в глобальном понимании, которая включала в себя всех ее членов – и живых, и уже умерших. В каждый из дней этой недели предстояло выполнять особые ритуалы, долженствовавшие укреплять родственные узы. Неисполнение этих обрядов грозило остракизмом, человека, отрицающего многовековые традиции своего народа, могли даже изгнать из села.

base_masl

Вся Масленица делилась на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица. Узкой называли три первых дня.

Понедельник этой недели носил другое название – «встреча». Невестки на этот день уходили к родителям, а к вечеру свекры приходили к сватам и обговаривали, как будут праздновать, у кого собираться, кто что готовит на общий стол. В этот день стопку блинов отдавали бедноте «на помин душ» усопших родственников.

Вторник – «заигрыш». Помянув накануне родственников, народ готовился к гуляниям, начинал заигрывать. Во вторник частенько устраивали смотрины и сватали невест те, кто зазевался на Крещение. «У нас горы готовы и блины напечены, просим жаловать!» – кланялись родители девушки потенциальным свату со сватьей.

Среда – «лакомки». Тяжелый день для тещ – в среду зять в обязательном порядке должен был посетить мать своей супруги, а та должна была оказывать ему всяческое расположение и ублажать все теми же блинами с заедками да закусками: вареньем, джемом, медом, засахаренными фруктами, почему день и получил свое название.

Четверг – «разгуляй». С четверга начиналась широкая Масленица. Люди оставляли все бытовые дела и полностью предавались гуляниям. В этот день устраивали кулачные бои, брали снежные крепости, катались на лошадях и с гор. На Масленицу считалось незазорным даже замужним матронам повеселиться, скатиться с горы, против обычая, дозволявшего участвовать в гуляниях либо незамужним девушкам, либо молодкам – молодым женщинам, еще не успевшим забеременеть в браке. Женщине, имеющей детей, ход на гуляния был разрешен разве что в качестве зрительницы. С этого дня начиналась настоящая «объедаловка» скоромными продуктами: сыром, маслом, сметаной, творогом, яйцами. «Об Масленой неделю пируешь – семь опохмеляешься».

Пятница – «тещины вечёрки».  В этот день теща и зять менялись местами. Теперь уже муж дочери встречал «дорогую маменьку» и стремился ублажить ее кушаньями, подарками и ласковыми речами, причем делалось это в присутствии прочих родственников, чтобы те видели, какое почтение теще оказывает зять.

Суббота – «золовкины посиделки». Женщины устраивали своего рода девичники. Невестка приглашала к себе замужних родственниц со стороны мужа, при этом каждой она должна была дать какой-нибудь небольшой подарок. Никогда замужних и незамужних женщин не собирали вместе; для тех и других созывались отдельные посиделки.

Воскресенье – «проводы». В этот день прощались со всем, что напоминало о праздной развеселой жизни во время Масленой. Это последний день перед постом, и его более известное название – Прощеное воскресенье. По русскому обычаю в этот день люди испрашивали друг у друга прощения, причем не только у тех, перед кем были виноваты по-настоящему, но и у всех знакомых, друзей, соседей и даже простых встречных. В церквях после литургии совершался особый чин прощения, пришедший к нам из древних монастырских традиций.

061bebd5aecc

Иностранцы, наблюдавшие обычаи православных, часто с удивлением описывали трогательные картины: люди на улицах, повстречавшись друг с другом, падали на колени, лобызались и со слезами просили простить. Один говорил «Прости меня Христа ради», второй же отвечал: «Бог тебя простит, как и я прощаю. И ты меня прости». Не сказать «прощаю» было невозможно, это считалось сугубым грехом.

«С закатом солнца, не давая времени потухнуть вечерней заре, ходят из дома в дом все степенные и пожилые люди с преклоненною головою и тихим голосом выпрашивают прежде всего прощения у тех, кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и непременно кланяются в ноги, ожидая отпущения прегрешений поцелуем в уста», – писал знаток русских обычаев Николай Степанов. Ходили также и на могилы и просили прощения у усопших. Все это действие называлось «прощаться», и наше «прощай», берущее корни из этой традиции, означает не «до свидания», а «прости меня» и произносится в том случае, если встретиться в будущем надежды нет.

И завершался день проводами Масленицы. Со всего селения собирали всех имеющихся в наличии лошадей и впрягали их в «масленичный поезд». На сани ставили соломенное чучело, изображавшее Масленицу, и с шутками-прибаутками везли через все село за околицу, где и поджигали. В костер бросали остатки поминальной пищи. В некоторых областях был распространен малоизвестный нам обычай хоронить Масленицу. По деревне в корыте или в ящике несколько мужчин носили чучело, процессию сопровождал «поп» – ряженная в ситцевую «ризу» девушка с бородой из пакли или мочала, плакальщицы и все желающие присоединиться к веселью.

55162983_blinuyj110319_1235907205

Обойдя все дворы и предложив всем попрощаться с «покойницей», чучело вывозили на окраину и тоже сжигали. И в каждый из этих дней пекли блины, сотенными стопками выносили на гуляния: налетай, народ, на блинки с пылу с жару, на блинки масленые и с припёком, на дрожжевые толстые и яичные тонкие, пшеничные и гречневые, картофельные, овсяные и гороховые, с вареньем, с засахаренными ягодами, с рублеными яйцами, с сыром, с творогом, с грибами, с сухофруктами, с медом, со сметаной! а уж до чего хороши блины с красной икрой, с белужкой да севрюжкой, с осетринкой и лососинкой! – кто не пробовал, тому не понять, не изведать всей широты русской Масленицы! «Блин не клин, брюха не расколет», – говорили в народе, поедая масленичные блины в астрономических количествах.

На этом, казалось бы, и должны были прекратиться все гулянки-«объедалки», но, как говорили на Руси, «широка река Маслена, затопила и Велик пост». На протяжении следующей первой недели Великого поста жизнь несла на себе отпечатки недавнего праздника. Эту неделю именовали «тужилками» по Масленице. В понедельник женщины подчищали все, что осталось скоромного из пищи, выскребали от жира всю посуду. Всей семьей шли в баню смывать «скоромный пот» и в довершение даже полоскали рот водкой, чтобы ни капли жирного не осталось. Парни и молодые мужики ходили «блины вытрясать» – устраивали кулачные бои. В среду незамужние девушки ходили гостевать к подругам на два-три дня, а в субботу опять собирались в гости на блины, только уже на постные. И только ко второй неделе поста утихомиривался народ и наконец-то начинал поститься по-настоящему, посвящая время молитве, покаянию и исповеди.