Что такое ФГОС?
Непонятная и пугающая, на первый взгляд, аббревиатура расшифровывается
так: Федеральный государственный образовательный стандарт. Что же это
такое?
Стандарт (от англ. standard — норма,
образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые
за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.
Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.
Образовательный стандарт
устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям
образования детей на разных ступенях обучения.
Зачем нужен новый образовательный стандарт?
Советское образование было одним из лучших в мире. Зачем изобретать
велосипед? Примерно так думают многие родители и учителя. Однако со
времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают
требований нового времени.
Сравнительный анализ образовательных
систем PISA-2009 направлен не на определение уровня освоения школьных
программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять
полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Оценка
образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям:
- грамотность чтения (Россия – 41-43 места)
- естественнонаучная грамотность(37-40 места)
- математическая грамотность (38-40 места) из 65
Глобализация экономики приводит и к интеграции образовательных систем разных стран. Как российское образование интегрируется в мировую систему образования?
- Начиная с принятия в 1992 г. первой редакции закона «Об образовании»
создается новая нормативно-управленческая база деятельности
образовательных учреждений, которая, с одной стороны, расширила их
самостоятельность, но с другой — увеличила ответственность коллективов
за результаты образовательной деятельности.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призвана
сделать российское образование привлекательным, конкурентоспособным.
- На интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»
Причинами изменения парадигмы служат,
во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания,
во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных
системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой
профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на
любом отрезке жизненного пути человека.
Усвоение и обобщение готовых знаний в
настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств
интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования
становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ,
вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь
критически анализировать получаемые знания и применять их для решения
новых задач.
Состояние разработки и утверждения стандартов.
- ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября
2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года
№15785);
- ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- ФГОС среднего (полного) общего образования находится в стадии разработки.
Введение федеральных государственных
стандартов общего образования будет вводиться поэтапно. С 1 сентября
2011 года во всех школах страны вводится ФГОС начального общего
образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования,
с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования.
С полными текстами Стандартов Вы можете познакомиться на сайте Минобрнауки
|