Особый праздник, которое иначе называется «теофания» (от греч. Θεος «Бог» и φαινω «являю»),
присутствует практически во всех религиях. Он описывает событие, когда
божество предстает перед людьми либо в телесном виде (человека или иного
живого существа), либо в форме природных явлений. Первое было особенно
свойственно эллинистическим культам (хотя и там Зевс принимал вид
золотого дождя или облака), второе – иудаизму.
Христианство вобрало в себя обе традиции. Первое время, когда в
общинах преобладали евреи, всё внимание уделялось искупительной жертве
Христа, а не событиям Его земной жизни. В этой связи рождение Иисуса
никак не отмечалось. Для эллинов же само воплощение Бога в человеческом
теле было знакомым и важным явлением. Жители Балканского полуострова
издревле поклонялись Аполлону, проводя в честь его рождения – теофании –
пышные церемонии в Дельфах. Под их влиянием Рождество Христово
постепенно приобрело значимость. Эти представления возникли во II в.
н.э. в среде гностиков. Первоначально праздник объединял несколько
событий: рождение, поклонение волхвов, крещение, первое чудо в Кане
Галилейской, и праздновался 6 января.
В 451 г. Халкидонский собор постановил отмечать Рождество и
Богоявление отдельно. Рождество обрело новую дату — 25 января, заместив
языческие празднования в честь Солнца. В день Богоявления вспоминали
Крещение и поклонение волхвов. Однако, несмотря на многовековое
разделение, у многих народов, в том числе и на Руси, эти два праздника
воспринимались родственными. Многие обычаи Крещенского сочельника
повторяют рождественские.
Рождество и Богоявление связаны 12-дневные святками, история которых уходит корнями, пожалуй, в еще дописьменную эпоху. Каждый народ, воспринимавший эту традицию, осмыслял ее по-своему, но мы легко можем проследить общие моменты.
Если для католиков Богоявление – это поклонение волхвов, то в
православии Богоявление стало тождественно Крещению и знаменует событие,
когда Господь явился во всей полноте: Бог Сын крестился телесно, Бог
Дух Святой спустился в виде голубя, Бог Отец говорил с небес. Войдя в
Иордан, Христос освятил само естество вод, превратив их из простой пищи в
инструмент духовного очищения. Многие обряды и традиция этого дня
связаны с водой.
Крещение Господне; Византия. XIV в
В наши дни Великое водосвятие совершается дважды – накануне и в сам
день Крещение. Весь приход идет крестным ходом на «иордань», ближайший
источник. На Руси, известной холодной погодой вообще, и крещенскими
морозами в частности, во льду вырезалась прорубь в виде креста. Иногда
над прорубью устанавливали сень, которая обычно возвышалась над алтарем
или троном. Единственная сохранившаяся Иорданская сень конца XVII в.
хранится в суздальском музее.
Иорданская сень в праздник Крещения на реке Каменка в Суздале.
Здесь следует заметить, что так было не всегда. «Обряд великого
водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных.
Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и
есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие
известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи
накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления.
Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался
до XI-XII века и затем под влиянием Иерусалимского устава, уступил
двукратному водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и
накануне, и в самый день Богоявления» (С.В. Булгаков, Из «Настольной
книги для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники»). Патриарх Никон
в попытке унифицировать обряды постановил освящать воду однократно,
однако буквально через пару лет Большой Московский собор вменил его
постановление «в ничтоже». С тех пор обряд совершается дважды: вечером в
церкви, утром на реке.
В Болгарии этот праздник называется Йордановден. После освящения
источника священник бросает крест в воду, и десятки молодцов
устремляются туда, чтобы выловить крест первым – это принесет герою
почет и здоровье на весь год. В Румынии и Греции есть схожая традиция. В
приморских городах крест бросают прямо в море. Некоторые пловцы уже
подготовлены и похожи больше на водолазов, чем на простых ныряльщиков.
Заплыв на Крещение в Болгарии. Источник фото: http://boshsoz.com/foto/6086-rozhdestvo-kreshhene-i-prazdnik-trex-korolej
Языческие поверья были и до сих пор крепко переплетены с
христианскими представлениями. Считалось, что в иорданские воды
прогоняют всю нечисть, которая разгуливала по земле с Рождества. В
крещенский вечер молодежь в последний раз за святки рядилась в маски и
шкуры, отпугивая злых духов. Праздничный ужин в сочельник назывался
«голодной кутьей» в отличие от «богатой кутьи» рождественского
сочельника и «щедрой» в новолетие (память святителя Василия Великого).
Перед Рождеством подавали хоть и постную, но сытную трапезу из
двенадцати блюд.
Помните, у Гоголя Вакула посещает казака Пацюка как раз в рождественский сочельник:
«Поклонюсь ему еще, пусть растолкует хорошенько… Однако что за
черт! ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники
скоромные! Что я, в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь!
Назад!» И набожный кузнец опрометью выбежал из хаты. (Н.В. Гоголь,
Вечера на хуторе близ Диканьки)
Художник Кость Лавро
Щедрая кутья была скоромной – с поросенком, гусем в яблоках и прочими
излишествами праздничного стола. Крещенская трапеза была постной и
скромной. На столе стояли кутья, блины, кисель, блюда из бобов, «козули»
или «коровки» (пряники или булочки в виде домашнего скота). Все это
поминальные блюда.
Переломный момент года не только провоцировал нечисть нарушать
границы человеческих владений, но и позволял душам покойных свободно
посещать потомков. Неспроста на столе так много поминальных блюд. Часть
их оставлялась нетронутой, чтобы предки могли «поесть». Ряженые, помимо
прочего, изображали и пришельцев из иного мира. Их следовало хорошо
принять еще и для того, чтобы недовольные души не навредили живым.
Покойника ведь хоронят в землю, а земля родит зерно. Благословение
предков очень важно для хорошего урожая, а значит и для процветания
всего рода. Неудивительно, что все сельскохозяйственные праздники у
земледельческих народов были связаны с культом мертвых.
Для католиков Богоявление – это приход волхвов для поклонения
Богомладенцу, и называется иначе День трех королей. На торжественной
мессе благословляются вода, ладан и мел, которым после на дверях пишут
инициалы волхвов (по самой распространенной традиции их имена Бальтазар,
Каспар и Мельхиор). Затем устраивается костюмированное шествие, во
главе которого идут три мудреца со своими дарами. Дети исполняют
праздничные песнопения вроде колядок и собирают сладкие пожертвования.
На площадях в последний раз зажигают костры, а в каминах догорает
рождественское полено. Полено может также появиться на праздничном столе
– сладкий рулет украшают шоколадным кремом так, чтобы тот походил на
кусок бревна.
Карнавал заканчивается, гаснут огни на ёлках, начинаются будни,
которые уже очень скоро подведут нас к Неделе о мытаре и фарисее, а
затем и к Великому посту. Провожая зимние праздники, будем помнить, ради
чего Бог воплотился и пришел в этот мир. |